Покупки есть не что иное, как средство самовыражения. Одежда, техника, фильмы, мебель, книги — все это фрагменты образа. И мы чувствуем удовлетворение, когда замечают наш новый iPhone или платье. Поэтому неудивительно, что одна из наших базовых потребностей — быть связанными с другими людьми.
Львиная доля потребности в связях, отношениях может быть удовлетворена в виртуальной реальности – в социальных сетях, например. Но что если некоторые из этих нужд могут быть удовлетворены существами из игрового мира?
В финальной части серии статей об играх и интернет-магазинах мы рассмотрим, как создаются неигровые персонажи (NPC), с которыми у человека могут возникнуть эмоциональные связи, и как это применимо в электронной коммерции.
Формирование эмоциональной связи с персонажем
Когда-то идея эмоциональной связи с вымышленными персонажами звучала безумно. Запрограммированные нулями и единицами, они никогда не смогут что-либо почувствовать, но ведь люди ассоциировали себя с литературными героями на протяжении столетий. Хорошо прописанные характеры позволяют прочувствовать весь спектр эмоций. И чем глубже читатель погружается в описываемый мир, тем больше забывает, что это всего лишь текст на странице. В видеоиграх такая связь становится еще более реальной, ведь игрок фактически находится в тех же условиях, что и персонаж. И не пассивно наблюдает, а активно участвует в его судьбе.
В игре «Одни из нас» («The Last of Us») игрок оказывается в роли отца-одиночки Джоэла Мюллера. Действие происходит в США спустя 20 лет после глобальной пандемии. Джоэл — контрабандист, который должен вывезти Элли, 13-летнюю девочку, которая может быть ключом к поиску лекарства. По мере развития истории игрок и Элли, управляемая искусственным интеллектом, путешествуют по постапокалиптическому миру и сражаются, чтобы выжить. И в процессе игрок становится по-настоящему заинтересован в сохранности Элли. Почему возникает такая сильная связь с неигровым персонажем (NPC)?
Первая причина — NPC функциональны. Они помогают продвигаться по игре и указывают направление. Ведь в жизни мы выбираем наиболее крепких ребят для баскетбольной команды и лучших специалистов для важного проекта, потому что мы знаем, что они справятся с задачей. И поэтому мы ненавидим неигровых персонажей, если они бесполезны.
Еще одна причина — они единственные персонажи, которые не хотят вас убить.
Но что если все намного сложнее, и игрок защищает Элли не только потому, что она поможет выиграть?
Парасоциальные отношения, или Почему мы эмоционально связаны с несуществующими персонажами?
В 50-х годах прошлого века исследователи Дональд Хортон (Donald Horton) и Ричард Вол (Richard Wohl) описали, как формируются односторонние отношения с медиаперсонажами и назвали это парасоциальным взаимодействием. Это воображаемый опыт, например, как взаимоотношения аудитории с известным человеком (телеведущим, знаменитостью, персонажем). То есть человек представляет, будто состоит в отношениях с медиаперсоной и тот обращается к нему напрямую. Иногда такого рода взаимодействия могут развиваться до того, что аудитория рассматривает известного человека как настоящего друга.
Я признаю, что моя жизнь вращается вокруг выдуманного персонажа
Хортон и Вол выяснили, что наиболее сильные парасоциальные отношения формировались при соблюдении трех условий:
Невербальная коммуникация.
Физическая привлекательность и/или легкость идентификации с собой.
Персонаж обращается к зрителю напрямую.
Исследования показали, что, когда все три условия выполняются, парасоциальное взаимодействие играет две роли для зрителя: товарищество и самоидентификация. Также выяснилось, что отношения могут менять личность и жизнь, а также способны возникать неосознанно. Это справедливо и для онлайн сообществ, и видеоигр, и электронной коммерции.
Как парасоциальные отношения работают в UX
Итак, что делает NPC хорошим компаньоном:
полезность в решении задачи;
невербальная коммуникация;
привлекательность;
прямое обращение к зрителю.
А не хочет ли покупатель того же от интернет-магазина?
Одевайтесь лучше вашего босса
Этот пример отвечает всем критериям:
Страница ставит задачу и дает инструмент для ее выполнения.
Кнопка «Купить сейчас» и изображения костюма интуитивно понятны.
Модель и костюм привлекательны.
Текст содержит прямое обращение к посетителю, модель смотрит на него.
Самое интересное в том, что модель воплощает представление посетителя интернет-магазина о самом себе. Посмотрите на сообщение: «Оденьтесь лучше вашего босса». Этого достаточно, чтобы посетитель представил себя одетым как парень с картинки.
В мечтах он видит повышение, коктейльные вечеринки и восхищение, которые получит, если наденет костюм, как у того парня. Также модель с картинки выступает в роли наставника, который поможет переместиться в мир успеха и престижа.
Это реализуется и на других зонах сайта. Разные модели воплощают одного и того же человека в разных ситуациях и направляют игрока-покупателя к выполнению своей задачи.
Углубляясь во взаимодействие с сайтом, например, переходя в раздел «Шоурумы», посетитель начинает ощущать, что люди на экране лично заинтересованы в его успехе, не просто как покупателя, а как счастливого, здорового человека. И на это работает структура страницы, изображения и текст.
«Лучшие недорогие костюмы, сшитые на заказ» Business Insider
Это парасоциальное взаимодействие в деле. Сложно описать словами, но, возможно, это именно то, что мы пытаемся передать через фотографии товара, копирайтинг или шрифты. Речь идет не об изображеиях и описаниях как таковых, а об использовании этого как инструментов, которые выражают душу компании.
Строить долгосрочные отношения — значит быть последовательным
Хорошее первое впечатление — важный шаг к продаже. Но, если вас интересуют долгосрочные отношения, нужно определиться с тем, что потребуется, чтобы сохранять вовлеченность клиентов. И такие элементы должны быть в каждой детали: от призывов к действию до страницы 404 и каждого email.
Ваша пара Fluevogs с нетерпением ждет встречи…
Мы хотим сообщить вам об изменении статуса вашего заказа …
Ваш заказ оформлен!
1. Ваш заказ был передан нашему Элвису, который отправился на поиски нужной пары.
2. Специально обученный упаковщик сделал лучшую упаковку в его жизни специально для вас. Только когда он был удовлетворен своей работой, он подал дымовой сигнал Службе доставки.
3. Мы сформировали группу из трех фургонов на солнечных батареях — один для безопасности, второй с вашей посылкой и третий с закусками и прочими запасами. Мы кратко обсудили, какой у вас прекрасный вкус и как прекрасно вы выглядите, и они отправились в путь.
(Обратите внимание: В данный момент посылки доставляют доверенные партнеры, так как спрос растет, а содержание автопарка из грузовиков обходится дорого для маленькой, но мощной обувной компании).
Также придется продумать все до мельчайшей детали в долгосрочной стратегии взаимодействия, чтобы сохранять в покупателях радость от вашего бренда. Конечно, работы много, но последовательность важна в любых отношениях, правда?
Например, Free People предлагают подписаться на рассылку и соблазняют «угощением».
В приветственном письме потенциальному клиенту предлагают бесплатную доставку первого заказа, рассказывают о приложении для iPhone, приглашают вступить в сообщество, а также представляют другие способы взаимодействия с компанией.
Следующий этап в email-стратегии магазина — ежедневная рассылка приглашений ознакомиться с новыми коллекциями или распродажами. Это может показаться раздражающим, если вы не знакомы с брендом. Обратите внимание на детализацию в каждом примере. Они инвестируют в отношения с клиентами и делают их день лучше.
Каждое письмо приглашает вернуться на сайт Free People и окунуться в мир, где пользователь становится музой и его чувство стиля вдохновляет людей вокруг, так что он постоянно слышит: «О Боже! Мне так нравится твой наряд». И подтекста в стиле «Привет! Купите эти вещи».
И дело не только в привлекательных изображениях. Письма формируют более глубокие отношения, предлагая вещи, которые клиент может делать вместе с другими. Например:
скачать приложение, чтобы получать эксклюзивные предложения;
читать блог с модными советами;
опубликовать фото в Instagram и попасть на страницу товара;
создать коллекцию и виш-лист;
посетить музыкальные фестивали;
общаться с другими «Free People» и получать модные советы и так далее.
Таким образом, компания раскрывается и создает заинтересованность у клиентов. Free People предлагают не только товары, но и уверенность в себе, повод мечтать, варианты самовыражения и ощущение значимости, когда другой человек не может удержаться от ремарки: «Мне так нравится твое платье!»
Заключение
Итак, если подумать, цель дизайнеров видеоигр и интернет-магазинов практически идентична — создать среду, которая привлечет людей и будет стимулировать их возвращаться снова и снова.
Реализовать это просто:
уважайте интеллект покупателя, позволяйте ему чувствовать себя компетентными и поощряйте его мастерство. Это мы рассмотрели в статье «Что общего у интернет-магазинов и видеоигр?»;
предлагайте интересные варианты, чтобы он мог выбрать лучший способ достижения своей цели;